НКН

Понятие «нематериальное культурное наследие» (далее — НКН) в своем настоящем значении появилось относительно недавно. Оно долгое время разрабатывалось, а в полном объёме было юридически сформулировано в Международной конвенции Об охране нематериального культурного наследия, принятой 17 января 2003 года на 32-й сессии ЮНЕСКО (г.Париж, Франция).

НКН, в соответствии с указанным международным договором, обозначает «практики, формы подачи и выражения, знания и навыки, а также связанные с ними инструменты, объекты, артефакты и культурные пространства, признанные общностями, группами и в некоторых случаях, отдельными людьми в качестве части их культурного наследия».

Традиционное белоузорчатое ткачество Понемонья, г. Лида

Традиционное белоузорное ткачество, которое практикуют сегодня мастера Лидского района, — самобытное явление в народном текстиле, характерное для всей историко-этнографической области Понемонье.

Традиционное ткачество с белым узором было широко распространено в крестьянской жизни Понемонья на протяжении XIX и большей части XX веков. Об этом свидетельствует большое количество белоузорчатых полотенец и скатертей в этнографических коллекциях белорусских музеев. В домах крестьян Гродненской области еще в последней четверти ХХ века. широко использовались изделия из белой узорчатой ​​ткани, знания и умения сохранялись у носителей традиции, но практика ткачества в сельской среде практически прекратилась. Белое узорчатое плетение сочетает в себе различные техники ручного плетения: однониточное, двухниточное с дощатой основой, различные варианты четырехниточного, пятиниточного, шестиниточного, а также восьми- и двенадцатиниточное плетение, двустороннюю основу, В результате получается красивое белое полотно со сложной мелкоузорчатой ​​структурой поверхности и нежной фактурой, образованной своеобразным переплетением нитей основы и утка. Это полотно в основном используется для производства полотенец, скатертей, салфеток, изделия из него отличаются тонкостью, ажурностью, нежной фактурой. Высокий художественный уровень изделий достигается в результате владения ремесленными навыками на всех этапах ткацкого процесса: подбора пряжи, основы и отделки креста, применения различных техник в процессе ткачества, отделки готовых изделий.

Ткани с белым узором выполняются из белых льняных и хлопчатобумажных нитей различных оттенков, в некоторых техниках дополнительно используются шелковые нити и нити серого цвета. Для ткачества используются ткацкие станки, унаследованные современными мастерами от древнейших носителей местных ткацких традиций. Среди тканых изделий региона, как и во всей Беларуси, особое внимание уделяется рушнику. Полотенца Понемонья отличаются именно оригинальностью полотна, ценностью которого является высокое качество, совершенство исполнения, эффектная игра светотени на мелкозернистой белой поверхности. Цветной узор, тканый или вышитый, идет только по краям изделия или отсутствует вовсе. Распространенное украшение полотенец, скатертей и салфеток красивым ажурным кружевом, подвязанным крючком. Полотенца используются как православными, так и католиками в семейно-крестильных, свадебных, ситуативных и календарных обрядах, для праздничной уборки помещений, скатерти с белым узором являются обязательным элементом подготовки обрядового и праздничного стола.

Процесс ткачества налажен в отделе ремесел и традиционной культуры Лидского районного центра культуры и народного творчества, что является предметом большой гордости для сотрудников, гостей центра и жителей города, которые с удовольствием присоединиться к восстановлению местного культурного наследия.